English version

Архив номеров

Барабаш А.В.

Название статьи:
Современная политика Российского государства в области развития инновационной системы

Аннотация:
Кризисная ситуация, сложившаяся в экономике и в инновационном комплексе страны, обусловливает необходимость поиска путей и ресурсов выхода из данного положения. Это требует исследования современных приоритетов и параметров инновационного процесса, инновационной политики государства. Цель статьи - рассмотреть современную политику России в области развития инновационной системы.

Ключевые слова:
инновации, государство, государственная инновационная политика, инновационная система.

Содержимое статьи:
Первые попытки формирования в России национальной инновационной политики относятся к 1997-1998 гг., а в 1990-х гг. было начато осуществление нескольких инициативных проектов по реализации имеющихся инновационных возможностей, которые явились следствием долгожданной реакции на структурные изменения, происходящие в экономике, и критический спад объемов государственного финансирования научных исследований. Например, в апреле 1992 г. Верховным Советом РФ был создан Инновационный Комитет в рамках структуры Высшего Экономического Совета при Президиуме Верховного Совета. Он принял следующее определение термина “инновация”: “Инновационной (внедренческой) считается деятельность по созданию и использованию интеллектуального продукта, доведению новых оригинальных идей до их реализации в виде готового товара на рынке” (письмо Инновационного Совета от 19 апреля 1991 г. № 448). Тем не менее, создание данного комитета не стало началом разработки национальной инновационной политики в целом. Следует отметить, что большее внимание уделялось организационным мероприятиям, нежели созданию нормативно-законодательной базы инновационного сектора. Законодательная поддержка инновационной деятельности не осуществлялась, хотя и разрабатывались проекты новых законов. Так, в январе 1998 г. проект федерального закона “Об инновационной деятельности в Российской Федерации” был принят к рассмотрению Государственной Думой, а затем направлен на одобрение в Правительство Российской Федерации. Однако проект содержал много неточностей и поэтому был отозван. В 1999 г. был разработан второй законопроект с названием “Об инновационной деятельности и государственной инновационной политике”. Этот законопроект прошел первое рассмотрение и первое чтение в Государственной Думе в июне 1999 г. Пройдя второе и третье чтения, 23 декабря 1999 г. он был одобрен Советом Федерации. Однако 3 января 2000 г. закон был отклонен и.о. Президента В.В. Путиным. Позже, в феврале 2000 г., в Государственной Думе была создана специальная комиссия для решения вопроса о дальнейшей судьбе закона. Тем не менее, президентская сторона отказалась участвовать в работе упомянутой специальной комиссии, и на этом основании по предложению Комитета Государственной Думы по образованию и науке в июне 2001 г. закон был снят с дальнейшего рассмотрения. Важно отметить то, что ни один из ведущих экспертов и ученых не был привлечен к разработке этого закона национального значения. Данная ситуация свидетельствует о том, что: 1) закон готовился небольшой рабочей группой и случайно привлеченных экспертов без участия ведущих специалистов РАН и отраслевых институтов; 2) в нем не были заинтересованы наиболее рентабельные сырьевые отрасли промышленности; 3) сами ученые и, в первую очередь, руководство РАН не проявили необходимую активность в вопросе реализации данного проекта. Процедура подготовки проекта закона не предусматривала его обязательное рецензирование междисциплинарной группой независимых экспертов. В начале 2000 г. был представлен новый проект “Концепции инновационной политики России на 2001-2005 годы”, разработанный в связи с истечением срока действия концепции инновационной политики РФ на 1998-2000 гг.. Новый проект включал в себя вопросы законодательного и нормативно-правового обеспечения инновационной деятельности, меры по повышению инновационной активности и развитию инфраструктуры, по разработке экономических и финансовых механизмов активизации инновационной деятельности.

Продолжение статьи вы можете прочесть в PDF-варианте нашего журнала, доступном зарегистрированным подписчикам.