English version

Архив номеров

Пысина Л.А.

Название статьи:
Рост государственной собственности в условиях кризиса: изменит ли это систему балансирования бюджетной системы Российской Федерации?

Аннотация:
В статье речь идет о возникновении проблемы расширения функций государства в качестве предпринимателя. Помимо функций производства общественных благ, государство приобретает несвойственные ему функции собственника и менеджера. Это может по-разному отразиться на состоянии бюджетной сбалансированности в РФ. С одной стороны, все исследователи до финансового кризиса были единодушны во мнении, что государство - неэффективный предприниматель и модель его финансирования за счет перераспределения национального дохода вполне адекватна современным бюджетным системам стран мира. А с другой стороны, в условиях глобальной несбалансированности финансовых систем и дефицитности бюджетных систем стран мира этот вопрос опять поставлен на повестку дня.

Ключевые слова:
фискальная политика, монетарная политика, централизация бюджетных ресурсов, принцип субсидиарности, принципы централизма и децентрализма в распределении бюджетных полномочий, доходная база субфедеральных органов власти, бюджетный федерализм.

Содержимое статьи:
Подавляющее число публикаций социально-экономической направленности носят “нормативный характер”. В них даются разнообразные оценки уже состоявшихся системных преобразований и на основе тех или иных идеологических пристрастий формулируются рекомендации по совершенствованию качества социально-экономической политики вообще и государственной активности в разных областях жизни в частности. Попытки теоретического осмысления реальности оказались вытесненными на обочину российской экономической науки1. Между тем не стоит забывать, что сами прикладные решения в конечном итоге основываются на тех или иных теоретических воззрениях: одни - по-прежнему преданы идеям централизованного планирования, другие - исповедуют доктрину радикального либерализма. Однако нельзя не признать, что это теории минувшего века. В результате неэффективность попыток монетарных и фискальных органов власти практически во всех странах мира в борьбе с глобальным системным кризисом пока не дает всецело признанного положительного результата. Можно утверждать, что недейственность антикризисных мер правительств и центральных банков подавляющего количества стран мира, а также неэффективность многих постсоветских преобразований в странах с развивающимися рынками, просчеты в прогнозах экономического развития наиболее развитой части глобального хозяйства, значимые поражения в социальной сфере посткризисной экономики не в последнюю очередь обусловлены дефицитом именно теоретического знания. Действительно, современный глобальный кризис обрисовал траекторию наращивания глобальных кризисов будущего. Скорее всего, они будут следствием сильной государственной интервенции, которая вызвана мероприятиями национальных государств, нацеленными на купирование растущих негативных последствий долгового кризиса и кризиса ликвидности. Увеличение роли государства в финансовой системе, или в строительном бизнесе, или на рынке недвижимости, или в инфраструктурных отраслях - это вынужденное сегодня, но негативное в перспективе явление. Оно будет связано с возникновением многочисленных проблем, поскольку государство как институт функционально не предрасположен к тому, чтобы быть эффективным бизнесменом. Его сфера деятельности - нерентабельное социальное обеспечение, которое предопределяет превышение бюджетных расходов над доходами практически во всех странах мира. В результате страны столкнутся через год-два с инфляционным давлением на экономику, с неэффективными инвестициями, с увеличением доли ВВП, перераспределяемой посредством государственных финансов в ущерб экономическим интересам экономических агентов. В результате будущий кризис будет, скорее всего, вызван чрезмерно мягкой монетарной политикой, поскольку сегодня создается много денег особенно в виде государственного долга, и чрезмерным участием государства в национальной экономике, что может означать возврат к стагфляции. Но еще в рамках современного этапа развития глобального кризиса Россия обладает как минимум тремя факторами, которые позволяют ей использовать во благо сложившиеся в мире экономические и финансовые обстоятельства. Во-первых, это изначально заложенная модель активной роли государства и возможности быстрой мобилизации ресурсов. В результате правильное использование существующей вертикали власти позволит оказать необходимую помощь ключевым отраслям страны. Требуются жесткие меры, обеспечивающие выживание индустрии и уменьшение возможности социальных потрясений. Во-вторых, благоприятное соотношение резервов и уровня внешнего долга в стране. Значительные резервы России - весомое преимущество и доказательство правильности и дальновидности решения государства резервировать сверхдоходы от экспорта углеводородного сырья. Однако сокращение резервов объективно предопределяет реализацию монетарными властями страны политически понятного, но экономически не оптимального решения мягко девальвировать рубль. Важно оптимально определить тот минимальный уровень резервов, который может привести к более резкой девальвации рубля с целью поддержания спроса на российские товары. В-третьих, гибкость российского менталитета, натренированного многочисленными кризисами и потрясениями, можно отнести к реальному вкладу в экономический потенциал страны. Это связано с тем, что в развитых странах мира экономические агенты привыкли к установившейся десятилетиями стабильности и буквально парализованы коллапсом основополагающих догм и институтов. А в новых условиях длительной нестабильности основным способом выживания становится умение совмещать несовмещаемое, находить качественно новые варианты решения проблем, вызванных к жизни глобальным хаосом в финансах. В этих “играх разума” национальные экономические агенты более умелые игроки на экономическом и финансовом полях.

Продолжение статьи вы можете прочесть в PDF-варианте нашего журнала, доступном зарегистрированным подписчикам.